Часто к нам обращаются за прайс-листом или пытаются заказать отдельную услугу: сколько стоит разработать сайт, продвинуть позиции по SEO, а сколько контекстная реклама? И очень удивляются, когда мы отказываем в одной услуге или не называем стоимость услуг отдельно. А отказываем мы не случайно, т. к. рано или поздно с нас спросят: где новые клиенты, где моя прибыль с продвижения?

С годами мы пришли к выводу, что эффективен только комплекс работ с индивидуальной стратегией, четко прописанными целями и планом работ минимум на 6 месяцев. И важно использовать не один и не 2 канала для продвижения, иначе это также будет неэффективно.

Почему нельзя нанять отдельно агентство или специалиста по SEO, сделать сайт в специализированной веб-студии, найти агентство контекстной рекламы, смм агентство, веб мастера по поддержке сайта. Можно, конечно. Но эффект будет не тот. Давайте разберемся.

Так почему же именно комплексный подход?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, для чего вы изначально все это заказываете? С какой целью вам нужны сайт, SEO, контекст и так далее? Одна из главных целей — увеличение потока обращений потенциальных клиентов, а в конечном итоге — увеличение чистой прибыли, не так ли?

Для увеличение количества потока обращений необходимо не просто дать рекламу или раскрутить сайт в поисковых системах. Важно задействовать весь комплекс маркетинга. Мы сейчас говорим только об Интернет-маркетинге, но интернет-маркетинг — это всего лишь часть маркетинга. И это ключевой момент, о котором забывают многие.

Сайт, SEO, контекстная реклама, социальные сети — это всего лишь инструменты интернет-маркетинга. Если у вас есть проблемы на фундаментальном уровне, на уровне классического маркетинга, то инструменты будут малоэффективны, точнее стоимость лида (обращения) будет очень высокой или даже нерентабельной.

Что должно быть сделано на уровне классического маркетинга

Необходимо разработать маркетинговый план. Например, в ходе обучения на Директора по маркетингу в Нидерландском Институте Маркетинга (NIMA B) предлагалась следующая структура такого плана:

  1. Миссия
  2. Ситуационный анализ
    1. Анализ услуг
    2. Целевые рынки
    3. Система распределения
    4. Анализ конкурентов
    5. Финансовый анализ услуг
    6. Проблемы и возможности, исходящие из внешней среды
    7. Инструменты для анализа услуг и рынка
    8. SWOT анализ
  3. Маркетинговая стратегия и цели
    1. Маркетинговая стратегия
    2. Маркетинговые задачи
    3. Финансовые задачи
  4. Тактические маркетинговые программы
    1. Целевой рынок
    2. Комплекс услуг
    3. Продвижение
    4. Распределение
    5. Ценообразование
    6. Обслуживание клиентов
  5. Бюджет, анализ деятельности и реализация плана
    1. Маркетинговый бюджет
    2. Анализ деятельности
    3. Реализация плана
  6. Дополнительные вопросы
    1. Внутренние факторы
    2. Внешние факторы
    3. Ограничения исследования

Исходя из этой структуры, сайт, seo, контекстная реклама, социальные сети и так далее входят всего лишь в пункты 4.c. Продвижение и 5.c. Реализация плана.

Поэтому, если у вас не будет ситуационного анализа, маркетинговой стратегии и целей, тактических маркетинговых программ, общего бюджета на реализацию, то и точечные рекламные кампании не дадут нужного результата. Это будет стрельба из пушки по воробьям.

Расслабься, запустим рекламу и бизнес попрет!

У большинства очень четко укоренилось мнение, что для привлечения новых клиентов нужна только реклама, а то что реклама относится к маркетингу, в который еще много чего входит, никто не знает. Блок маркетинга должен быть обязательным в бизнес плане предприятия, и не стоит его недооценивать.

В малых предприятиях это болезнь абсолютного большинства. В постоянных расходах предусмотрены аренда, фонд оплаты труда, оборудование, закупка продукции, некоторые не забывают про рекламу, но системную работу над маркетингом практически никто не учитывает и не выделяет средств на постоянной основе. Перед открытием бизнеса вопросам УТП, позиционирования, изучения целевой аудитории и конкурентов уделяют ничтожно мало ресурсов, за что потом сильно долго расплачиваются, или что в итоге может послужить причиной закрытия бизнеса.

Неужели все так сложно? Обязательно писать план на 100 листов и делать эти исследования?

Необязательно, но очень желательно. Некоторые пункты плана можно не делать, если предприятие действительно маленькое. Но что обязательно нужно сделать в любом случае — это анализ конкурентов, сегментация целевой аудитории, оценка спроса, SWOT анализ, прописать бизнес-модель, определить цели по SMART. Если слово миссия у вас пока вызывает ассоциации только с фильмом с участием Тома Круза, то не стоит ее также делать, хотя это отличный инструмент, определяющий долгосрочный вектор развития компании.

Найду отдельно спецов по SEO, контекстной рекламе, SMM, e-mail, техподдержке — качество будет лучше!

И вы будете правы! Лучше, если возьмете из ТОП-5 рейтинга по каждому направлению! Только предварительно не забудьте каждому из пяти аккаунт менеджеров донести уже (я очень надеюсь) готовую маркетинговую стратегию и цели компании, и убедитесь, что все пять аккаунт менеджеров донесли это информацию до всех своих маркетологов, сеошников, спецов по контексту, сммщиков — работать же не аккаунт менеджеры будут. Чтобы управлять всем этим хозяйством понадобится немалый опыт в маркетингу и по управлению проектами. Запомните, что никто с вами не будет говорить о вашей прибыли, сеошники будут вам скидывать позиции, контекстологи гордиться высоким CTR и достижениями целей на сайте, e-mail маркетологи будут слать отчеты о раскрываемости писем и кликах по ссылкам в нем, сммщик расскажет вам подробно, сколько было опубликовано материалов, прибыло подписчиков, лайков, репостов, переходов на сайт. Поговорить про основную «боль» будет не с кем. Никто не ответит на вопрос, а почему так мало звонков? Мало продаж? Безусловно, есть агентства, которые стараются отвечать на эти вопросы, я же сейчас рассматриваю именно специализированные на конкретной услуге агентства и студии.

Ну и самое интересное будет, когда придет время считать затраты и результаты. Не забудьте, включить сюда потраченное время на коммуникации с каждым специализированным агентством.

Что посоветуете?

Думаю, вы уже догадались. И это действительно тренд последних лет — комплексный подход в маркетинге (говорю комплексный, подразумеваю — системный, это разные вещи, но часто трактуются одинаково). Причем, в идеале работать с агентством, у которого помимо правильного подхода, есть соответствующий опыт в отрасли в виде сильных кейсов.

Желаю Вам найти своего идеального подрядчика в этом направлении на долгие годы! Прибыльных клиентов вам и побольше!